Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства. К примеру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.

Для того чтобы в известном со школьной скамьи химическом опыте определить, в каком из трех стаканов, наполненных бесцветными жидкостями, находится вода, щелочной раствор или кислота, человек использует лакмус. Правила логики мышления, которыми человек пользуется для получения истинных знаний, также представляют собой средство мышления. Итак, всякий раз, когда мы обнаруживаем, что для получения каких-либо знаний человек применяет не только данные ему от природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорить о том, что имеем дело с мышлением.

Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них. Когда мы говорим о том, что эти знания представляют собой понятия, то это означает, что соответствующие знания связаны с определенным словом, содержанием, значением которого и являются соответствующие знания. Возьмем, к примеру, геометрическую фигуру, которую мы называем треугольником. На самом деле известно огромное множество разнообразных по форме и величине треугольников. Тре­угольники могут представлять собой сплошные, вырезанные из какого-либо материала фигуры. Треугольники можно об­разовывать тремя точками, которые мы мысленно соединяем друг с другом отрезками прямой линии.

Все это — несущественные признаки треугольников, а существенным является то, что все они могут быть представленными в виде трех соединенных друг с другом концами прямых линий на бумаге, что они представляют собой замкнутые фигуры, состоящие ровно из трех отрезков прямой линии. Указанные признаки и входят в понятие треугольника. Они же, эти признаки, являются значением данного понятия. Всякий раз, когда полученные в ходе какого-либо познавательного процесса знания представлены в виде понятий, мы имеем дело с процессом мышления. Но и это, оказывается, еще не все о мышлении человека. Справедливо будет в дополнение к сказанному охарактеризовать его следующим образом: мышление — это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психи­ческие функции. Действительно, высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Напри­мер, восприятие человека представляет собой процесс решения перцептивных задач, а мышление — это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего-либо и, благодаря этому, запоминает, сохраняет и воспроизводит нужный материал. Понимание — также один из процессов мышления. В этой и в следующей главе мы узнаем о том, что у человека существует особый познавательный процесс, который называется словесно-логическим мышлением. Само название данного процесса указывает на то, что в нем органически соединены мышление и речь человека. Следовательно, и здесь мы находим подтверждение факта участия мышления в порождении высших психических функций человека.

Чем мышление отличается от других познавательных процессов

Постановка такого вопроса резонна и неизбежно вытекает из того, что выше говорилось о мышлении. Действительно, определяя мышление с разных сторон, мы постоянно подчеркивали, что оно тесным образом связано с другими познавательными процессами. Но, поскольку мы называем мышлением только один из познавательных процессов и отделяем его от других познавательных процессов, необходимо выяснить, чем же мышление принципиально отличается, например, от восприятия, Воображения и памяти. В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. Правда, и в восприятии иногда возникают иллюзии, в которых представлено не существующее в действительности, однако эти иллюзии в большинстве случаев порождаются тем, что воспринимают органы чувств, или процессами, происходящими в самих органах чувств. Иными словами, в восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.

 В мышлении, в его результатах практически всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Например, в действительности нет абстрактного треугольника или треугольника вообще, а есть только мно­жество конкретных предметов, имеющих треугольную форму, но не понятие о треугольнике. Оно является результатом мышления. Кроме того, восприятие бесстрастно фиксирует, отражает в образе все без разбора, что воспринимают органы чувств человека, в том числе множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений. Мышление же, по определению, отражает лишь существенное и игнорирует случайное. Воображение в одном отношении чем-то напоминает вос­приятие (его результатом является образ), чем-то мышление (этот образ всегда несет в себе то, чего нет в воспринимаемой человеком действительности). Кроме того, и воображение, и мышление — сугубо внутренние процессы.

И все же мышление существенно отличается и от воображения. Эти отличия сводятся к следующему. Во-первых, результатом мышления является мысль, а итогом воображения — образ. Во-вторых, мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир, то есть содержит в себе идеи, представляющие собой глубинные законы, на которых зиждется и согласно которым действует этот мир. Ничего подобного в воображении нет. Результатом воображения не является какой-либо закон. Для нас совершенно безразлично, какое отношение к реальной действительности имеет то, что содержится в порождаемых воображением образах. Более того, чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. В отношении мышления дело обстоит противоположным образом: чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее. Наконец, человек с богатой фантазией далеко не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой, то есть обладающей хорошим мышлением, личностью. Наоборот, тот, у кого развито мышление, например, абстрактное, далеко не всегда обладает хорошей фантазией. Из всего этого можно сделать вывод: воображение и мышление — действительно разные процессы.

 Теперь обратимся к памяти и сравним ее с мышлением человека. Память запоминает, хранит и воспроизводит лишь то, что воспринимается органами чувств человека, если иметь в виду так называемую чувственную память, то есть память, основанную на информации о мире, получаемой при помощи органов чувств. В этом отношении память похожа на восприятие и точно так же отличается от мышления, как от него отличается восприятие. Есть, правда, логическая, интеллектуальная память, которая запоминает, хранит и воспроизводит не образы, а мысли человека. Но и в этом случае память воспринимает, сохраняет и припоминает лишь те мысли, которые уже имеются у человека, не привнося в них ничего нового, не порождая и не изменяя их. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Основные виды мышления

К решению этого вопроса можно подходить по-разному. Самый простой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем. Рассмотрим некого среднего взрослого нормального человека и попытаемся выделить и описать все виды мышления, свойственные ему. Этот подход к классификации видов мышления можно было бы условно назвать эмпирическим (опытным) и статическим. Другой способ выделения видов мышления может быть основан на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ условно можно обозначить как логический способ классификации видов мышления. Третий возможный способ классифицирования видов мышления может быть основан на так называемом генетическом принципе, то есть на изучении процесса развития мышления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые появляются и развиваются у человека в разные периоды истории человечества или истории его индивидуальной жизни. Наконец, существуют, а иногда используются, например, в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описы­ваются различные виды аномального мышления — такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями.

Далее представим классификацию видов мышления, которая основывается на статическом и генетическом принципах. Она является наиболее распространенной в современной общей психологии.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.

 Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности. Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью решения указанных выше задач, обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением, хотя совершает соответствующие действия в уме.

Психологи давно обратили внимание на то, что в результате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения. В связи с этим возникло деление видов мышления на про­дуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучающие мышление человека, предпочитают пользоваться названиями: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человека, который рассуждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — называют человеком с интуитивным мышлением.

Еще одним часто встречающимся примером интуитивного мышления может быть следующий случай. Занимаясь решением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это решение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути. Интуитивное мышление, как правило, является неосознаваемым: человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназначены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. Он получил название «аутистическое мышление».

Это название происходит от слова «аутизм», которое переводится на русский язык любым из следующих словосочетаний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных переводах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания. Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безудержной фантазии представляет и решает какие-либо задачи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мышление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит решение какой-либо задачи, не соответствующее этой действительности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами. Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принципом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим принципом.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная сохранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изучения интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логическое, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.